барокко

Барокко. Стиль, который открывает 17 век


В семнадцатом веке господствовали барокко, классицизм и внестилевая линия. Хотя в каждом из них есть элементы того и другого, так как люди жили не на облаке и общались друг с другом.

Открывает 17 век – барокко. Это не просто стиль – это явление. Явление важное, поворотное, рубежное в сознание европейцев. Искусство всегда говорит о человеке. Барочное сознание присуще и древнегреческим жителям и нам с вами.

Паоле Лианезе. “История апостола Павла”.
В последствие он стал проповедником христианства и носил имя Савал. Но изначально получил задание разгромить христианскую общину в Дамаске. По пути с ним произошла невероятная история. Неведомая сила выбила его из седла, луч света ослепил и голос с неба вопросил: “По что меня гонишь?” Голос предложил ему идти в Дамаск, где находился врачеватель, который помог Павлу избавиться от слепоты. Ему ничего не оставалось делать. Он пошел в Дамаск и уверовал.

Главный герой на картине изображен поверженным, на земле. Неупорядоченность, много персонажей, главного героя надо поискать. Состояние бури, страсти, смятения. Действие разворачивается и за пределами полотна.

ПРИЧИНЫ
Причины формирования барочного сознания:
1. Тридцатилетняя война (1618—1648) — один из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе.

2. Столетняя война. Серия военных конфликтов между Англией и её союзниками с одной стороны и Францией и её союзниками с другой, длившихся примерно с 1337 по 1453 годы. Поводом к этим конфликтам были притязания на французский престол английской королевской династии Плантагенетов, стремящейся вернуть территории на континенте, ранее принадлежавшие английским королям.

3. Реформация. В 16 веке началась в Ватикане, потом охватила всю Европу. Массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

4. Открытие Америки. В конце 15 века оказывается, что есть Новый Континент. Европейцы опирались на Библию, но в ней не говорилось об Америке. Ошеломление для обывателей.

На этом ошеломлении происходит становление барочного искусства. Беспокойный мир, динамичность, раскрепощение. Основные сюжеты – погони, преследования, бури, катаклизмы.
Классики ориентировались на разум, барокко – на эмоции.
Коль мир огромен, за пределами планеты – космос, то и в рамки картины, все не войдет, действие повсеместно.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

“Мучения апостола Петра”. Лионелло Спада. Элеонерее Падси.

Мучения апостола Петра. Типичный сюжет для барокко.

Апостол Петр, посчитав, что не достоин умереть, как учитель – на кресте, приказал повесить его на кресте вверх ногами. Так как предал учителя трижды, когда его спрашивали “ученик ли он Христа”, а он трижды отрекся от него. И понял это, когда после третьего отречения прокричал петух. Это очень человечно, так как человек не может быть всегда сильным. Тогда это механизм, а не человек. Через преодоление идти к своей цели.

Голова внизу, у ног зрителей. Неуравновешенность, динамичная позиция, агония, боль, страдания. Действие выходит за пределы. Позиционирование барокко – диагональное. Бытовые сюжете в барокко – крайне редко.
Вертикаль - устремленность, устойчивость.
Горизонталь - вялость, медлительность.

КАК НАУЧИТЬСЯ РАЗЛИЧАТЬ СТИЛИ? Надо насмотреть. Сходу разобраться во всех нюансах непросто. Потом начинаешь понимать, на опыте.

Вспомним Возрождение. Сюжет – открываются новые миры перед человеком. Человек - хозяин своей судьбы, судьба - главная идея эпохи Возрождения.

Паскаль: “Человек не просто тростник, слабое порождение природы: он — мыслящий тростник. Нетрудно уничтожить его, но если все же суждено человеку быть раздавленным, то он умеет и в смерти быть на высоте; у него есть понимание превосходства вселенной, но такого понимания нет у вселенной”. “Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды”.

Для человека нормальное состояние: испугаться и преодолеть. Но барокко берет только момент испуга. Многофигурные композиции, поверженный человек.

НАЗВАНИЕ

Название барокко дали, как ни странно, ловцы жемчуга. Им нужно было достать жемчужину, как можно более ровную, тогда из нее можно было сделать кольцо или серьги и за нее много платили. Неровные были не нужны. Один ловец жемчуга достал неровную жемчужину и с отвращением выбросил, назвав барокко. Тогда это слово было практически ругательством.

Через время ювелиры оценили неровные жемчужины. Если им придумать оправу, то можно получить очень красивые, необычные украшения, броши, подвески. Обыграть неровность. Вместе с этим меняется отношение к слову “барокко”. Оно перетекает в итальянский, французский. Неизвестно, кто и когда его применил к искусству 17 века.
Баронировать - причудливо рисовать.
Стиль барокко невозможно охарактеризовать одним штрихом, только в комплексе.

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ.

Джузеппе Маццуоло, ученик Брегиля, основоположник барокко. Статуя “Гибель Адониса”.

Адонис, возлюбленный Афродиты, погибает молодым во время охоты на вепря.

Трагический сюжет "Гибели Адониса" от основоположника барокко Джузеппе Маццуоло

Статуя требует кругового обхода. Постамент – квадрат. Одна часть выше, чем другая – движение по диагонали. Нужно сначала смотреть под углом, там где постамент чуть ниже, а все изначально подходят не оттуда, так как в Эрмитаже статуя стоит ровно. Лицо – страдания, боль, тени, растрепанные волосы, рука пытается нащупать опору в воздухе, но не находит. С другой, лицевой стороны, откуда все изначально подходят, уже видишь развязку – нечеловеческий изгиб тела и понимаешь, что не справится.

Планировалось смотреть на статую только с этих двух ракурсов, чтобы она стояла в углу, так как складки одежды и шкура вепря с двух других сторон не обработаны.

Из капель крови влюбленная богиня Афродила вырастила подснежники, которые рано расцветают и рано увядают. Потом Адонису разрешили полгода жить в царстве Аида, полгода – с Афродитой.

Мрамор в тонком слое – прозрачен. Особенноо в Италии летом на солнце. Мрамор пропускает внутрь себя свет на 5 см и потом излучает его. Источающий свет камень. Бернини гордился, что стер границы между живописью и скульптурой. В главной своей фреске он добился максимальной прозрачности мрамора. Все явления переплетаются. Бернини гордился, что стер границы между видами искусства.

Смерть Св.Иосифа. Джузеппе Мария Креспи.

Мгновение перехода от жизни к смерти. Джузеппе Креспи.

В барокко изображается не состояние, а лишь мгновение. Мария только что стирала пот со лба умирающего. Он только что был жив, еще мокра тряпка с его потом, а его уже нет. Она первая почувствовала это. Дева Мария приподнялась.

Как бы ты ни был готов к неизбежному, все равно, это боль. Христос благословаляет. Иосиф переход в мир запредельности.
Религиозная тема одна из очень важных в барокко. Церкви нужны верующие, церковь становится красивой и богатой, таким образом, привлекая к себе людей. Запрещают укращение храмов только протестанты - украшение только верой.

Пьер де Картан. Казнь Св. Стефана.

Мистические видения Св.Стефана во время казни.

Св. Стефан – первый христианский мученик. Был дьяконом христианской общины. Занимался организацией литургий и вел хозяйство общины. Раннее христианство: решал где собраться помолиться (помещения, аренда, собрать деньги). Крест тогда еще не был символом христиантсва, так как казнь на кресте была позорной и должно было пройти время, чтобы это забылось.

Символом было изображение рыбы. Рыба по гречески – ихтиус. Анограма имени Христа. Изображение перед молитвой нужно нанести на дерево.

Он слишком много проповедовал и обращал людей в свою веру, за это ему назначили казнь – избиение камнями.

Палачи – злые, стараются побольнее ударить. А он видит ангелов и бога. Один ангел протягивает ему ветвь, ведет в небесный мир. Мистические видения – одна из важных тем барокко.

Театральность оказала огромное влияние на барокко. Театр развивается. Первый театр появился в Ватикане и был похож на античный амфитеатр. На потолке – небо, одинаковые декорации. В разное время развиваются разные виды искусства.

Аттитуда - исполнительница танца, застыващая в позе античной статуи.

БЫТ

Барокко господствует в 17 веке, в 19 – почти полностью теряет свое влияние.

Шкаф-кабинет. Парадная мебель.

Шкаф-кабинет из красного дерева: шкаф для книг с откидным столиком. Кресло – как трон: высокая спинка, подлокотники. Об удобстве думали мало.

Роскошь - это вещь, на которую нужно любоваться. Создавалась повседневная и парадная мебель.
В 17-18 веках аристократы должны показать свою значимость. Роскошь, великолепие – это тоже признак барокко.

Барокко - это стиль чуть-чуть испуганного человека. Сознание встревоженного человека. Это состояние было всегда. Но этот стиль больше никогда не возникал.

___________________________________________________

Вся информация, которая представлена в искусствоведческих постах, запомнена, законспектирована и сформирована на основании лекций Светланы Борисовны Эсман, старшего научного сотрудника Государственного музея Эрмитаж. Также Светлана Борисовна является руководителем секции “Вехи. Почти всеобщая история искусства”, которую я посещаю с  октября 2009 года. Это одна из секций в студенческом клубе Эрмитажа. На лекциях запрещена запись на диктофон, поэтому у меня ко всем просьба: при копировании ставьте, пожалуйста, активную ссылку на этот пост и подписывайте, что трактовки произведений искусства принадлежат Светлане Борисовне Эсман. Спасибо за понимание!

Поделись с друзьями!

Share to LiveJournal
Share to Odnoklassniki
Share to Google Plus
Comments:

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>